В помощь учителю

В помощь учителю

 

Специфические ошибки письма

Дисграфия является частичным расстройством письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

К специфическим ошибкам письма относятся:

1. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия.

Замены и смешения:

  • глухих – звонких согласных (в сильной позиции согласного звука) «деди» (дети), «сима» (зима), «клупок» (клубок);
  • твёрдых – мягких согласных (ребёнок не различает твёрдые – мягкие согласные и не умеет обозначать их мягкость на письме) «конки» (коньки), «пен» (пень), «патка» (пятка);
  • заднеязычных согласных (к-х, г-х) «мохнуть» (мокнуть);
  • свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, с’-щ) «скола» (школа), «нещёт» (несёт);
  • аффрикат и их компонентов (ц-ч, ч-т’, ч-щ) «чветы» (цветы), «тетёт» (течёт);
  • сонорных согласных (р-л) «ропата» (лопата), «мороток» (молоток);
  • смешение лабиализованных гласных (о-у, ё-ю); «лудка» (лодка), «тюплый» (тёплый).

2. Ошибки звукового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки).

  • «пишёл» (пришёл), «акать» (лакать), «рябна» (рябина);
  • «кинга» (книга), «лимана» (малина);
  • «весена» (весна)

3. Ошибки в написании графически сходных букв.

  • Оптические (о-е, с-е, у-д);
  • Кинетические (и-у, п-т, м-л, б-д);
  • Зеркальность.